Екатерина Корчагина: «Зритель чувствует художника, только если знает о нем нечто личное»

Однажды она разочаровалась в своих творческих способностях и устроилась работать официанткой в сетевое московское кафе – через несколько лет владельцы этого бизнеса напечатали ее рисунок на своем меню. Ее живопись можно слушать и читать, но ей хочется еще большего объема и большей правдивости. Она никогда не использует кисть и все время в поиске новых инструментов. А еще она не понимает зачем кому-то в красоте искать какой-то смысл.

В выставочном зале СДМ-Банка в сентябре 2018 года можно было познакомиться с работами художника-абстракциониста Екатерины Корчагиной.

– Я беру краску и наношу ее спонтанными мазками. Рисовать просто цвет, сочетание цветов – для меня вообще самое любимое. Смотришь на краски – и хочется заполнить холст. Бывает, через мучения начинаешь… пятнами… с экспрессии, а потом что-то в этой «каше» находишь, и под конец уже приходится себя ограничивать, останавливать.

В самом начале неизвестно, что получится в итоге?

– Порой известно. Большие картины очень сложно писать на одном дыхании. Поэтому к ним делаю эскизы. В фотошопе накладываю разные изображения одно на другое, очертания наношу на холст, а потом от наброска «отключаюсь», прорабатывая вот этот свой – новый образ.

Так написаны многие картины, к примеру «Песнь осеннего листа» (ее купили в первые дни работы этой выставки) или «Отпечатки воспоминаний». С «Отпечатками» связана история одного очень экспрессивного лета моей жизни. У меня сохранилась фотография того леса, где все события происходили, и мне хотелось до такого состояния «довести» этот лес, чтобы деревья стали чернильными пятнами, как воспоминания, которые всплывают во сне.

Эта картина написана под впечатлением от музыки Винсента Куртуа L’ intuition. Она входит в Ваш цикл «Музыкальная коллекция тональностей». Получается, что в Ваших работах много эклектики и синтеза. Откуда потребность соединить живопись и музыку?

– Я музыкант по образованию – и очень люблю музыку. Поэтому хочется выразить свое восприятие на холсте. И в то же время я не забываю о том, что картина должна выглядеть «интерьерно», что она должна стать акцентом в декоре.

На своих выставках фрагмент мелодии Вы «прикладываете» к картине, чтобы зритель мог ее послушать.

– Да, наушники рядом с картиной. Здесь же можно прочитать ее историю. Таким образом я держу связь со зрителем, поясняю мои ощущения. История есть у каждой картины и у тех, что без музыки, – тоже.

Вы как бы подсказываете, как трактовать?

– Скажу по-другому. Скорее, именно эта часть моего творчества истории картин – нагляднее всего относится к современному искусству. Поскольку современные художники  всегда сопровождают текстами свои творения. Ведь без этого часто не понять, что именно хотел сказать автор. А в живописи это увидеть еще сложнее. Внешне просто экспрессия на холсте. А смысл искусства выразить что-то личное, зацепить зрителя, погрузить его в себя через свои творения. Открытость автора – путь к пониманию его работ. Зритель чувствует художника, только если знает о нем нечто личное. Иначе он оценивает только мастерство. Именно поэтому я сопровождаю текстами свои картины. И опять же, это связь с теми, кто их смотрит. Мне важно, кто покупает, где потом висят мои работы.

Вы говорили о том, что между Вами и покупателями Ваших картин существует некая мистическая связь. В чем это проявляется?

– Однажды с семьей мы были в океанариуме, где я увидела белуху – она так смотрела на меня! «Мамочка, смотри – это ангел», – воскликнула дочка. Я приехала домой и написала эту белуху с нимбом над головой. А накануне в фейсбуке прошла информация о том, что в Краснодарском крае, в строительной яме с мутной водой обнаружили двух дельфинов. Они были уже больны. Общество «Дельфа» собирало подписи, чтоб выпустить их на волю. Но суд принял решение вернуть дельфинов хозяину, который держал их в яме с целью продажи… Через два дня после решения суда дельфин Зевс умер… Сейчас моя картина «Белуха» находится в научно-экологическом центре спасения дельфинов «Дельфа».

И таких историй много. К примеру, картина «Иван-чай». Я ее выставила в фейсбуке – и буквально через два часа мне написали, что хотят ее купить.

А появилась картина так. Мой супруг тоже иногда любит рисовать. Как-то, взяв чистый холст, он залил его синей краской, сверху насыпал килограмм соли, каких-то жемчужинок набросал – хотел изобразить море. Я спрашиваю: «Можно я ее использую как фон»? Разрешил. В результате получился этот ночной пейзаж с иван-чаем. И он поблескивал из-за соли. Красиво очень.

Оказалось, что женщина, которая написала мне в фейсбук по поводу этой картины, выращивает иван-чай на берегу Финского залива – у нее свой бизнес по производству копорского чая. Все совпало: ведь мой иван-чай тоже «вырос» на морской соли… Позже выяснилось, что у них точно такая же по цветовой гамме символика на упаковках.

Получается, что я пишу картину для кого-то, но я с этим кем-то еще не знакома. И события еще, возможно, не произошли.

Как быстро пишутся картины?

– У меня есть такое задание самой себе – одна картина в неделю. Бывает, что вообще не пишется. Но вот я ездила летом в деревню и за две недели написала сразу четыре картины. Когда накапливается энергия, случаются картины.

У Вас же нет дома мастерской. Как Вы пишете в фейсбуке: «…успеть развернуть и успеть свернуть, пока дочки в саду». Это ведь довольно сложно.

– Да, беру целлофан строительный, стелю на пол, на стол и – работаю. В день у меня часа четыре есть, урывками. Но очень много времени из этих часов уходит на то, чтобы написать свои посты в фейсбук, сделать, к примеру, видео и выложить в соцсетях. Мне важно держать связь с людьми – так возникает мое сарафанное радио. Я не хочу, чтобы среди моих покупателей были случайные люди.

Расскажите о своей технике: что больше любите, к чему стремитесь?

– Техника разная. Есть картины в льющейся технике. Вот, например, картина «Первое января». Образ метели, снегопада здесь прописан струей льющейся краски. Пальцем аккуратно, где нужно, растираю пятна. Использую силиконовые кисти, валики. Кистью классической я вообще не работаю. Потом прорисовываю какие-то детали масляной пастелью и снова лью. Дабы пастелью не пачкался покупатель, я покрываю картину матовым лаком. Но не сплошь, а фрагментами, чтобы осталась какая-то чувственность, без панциря.

В одной из своих последних работ я использовала настоящие рыбацкие сети. Я их увидела в деревне и подумала, почему бы не попробовать. Очень классно, мне кажется, получилось. А рама-короб похожа чем-то на корабль.

Некий арт-объект получился. Почти инсталляция.

– Пока я бы не назвала так. Мои картины, да, очень живые по технике. Но все же это живопись. И мне не хватает инструментов, мне хочется на стыке работать – соединить живопись с концепцией, пока до конца не могу сформулировать. Вот хочу поучиться современному искусству, чтобы работать помасштабнее, найти свой синтез живописи с инсталляцией.

У Вас есть несколько серий картин – как возникают серии?

– У меня, скорее, замыслы серий. Но картин в них пока немного. Хватаюсь все время за разное – к чему душа лежит. Больше всего картин – 14 в серии «Музыкальная коллекция тональностей», написанной под впечатлением любимой музыки. Часть из них сейчас на выставке в Гонконге, а часть здесь, на выставке в банке.

Есть серия на тему жизни бабочек. Старшая дочка Серафима просила завести ей питомца. Думаю, дай подарю ей экзотических бабочек. Подарила куколок бабочек, мы вместе наблюдали за ними. И получилось так, что две недели куколки просто страдали у нас дома в неволе. Когда первая бабочка появилась, она сразу себе практически крылья отшибла, мне было ее очень жаль… и у меня родилась идея – я написала картину про жизнь бабочки и мир, которого она была лишена. Вторая бабочка вылупилась из куколки инвалидом – у нее были практически черные крылья, скрученные – и она просто ползала. Я не знала, сколько она проживет, я ее кормила, как научили. А все остальное время она сидела у меня на платье, я писала картину о ней с ней на груди – как будто она летит ночью на одуванчик в росе. Третья картина – о бабочке, которая вообще не родилась. Она просто не вылупилась из куколки. Я написала «Землю бабочек». Мир бабочки, но ее в этом мире нет.

Еще есть замысел серии, которую я хотела назвать «Фолк, корни». Но пока есть только одна картина «Иван Купала». Сейчас вторая пишется. Фолк – наивность, мне нравится этот стиль, интересно было себя в нем попробовать. Все народные праздники, сказки, колыбельные наполнены волшебством. Эту линию мама мне задала с детства. Ведь корни – это связь с тем, что было раньше.

У Вашей мамы как у художницы тоже своя история?

– Мама – мастер по писанке, традиционной тряпичной кукле, шьет русские народные костюмы по музейным образцам, пишет иконы… Но при своем характере – очень скромном – в итоге она сейчас охранник в том издательстве, где до недавнего времени работала корректором и литредактором. Вот неверие в себя всему виной. И для меня это тоже стало стимулом дополнительным – что так нельзя. Талантливый человек себя просто растрачивает.

Насколько для Вас было непреодолимо – то, что Вы в итоге стали художником?

– Я точно всегда знала, что жизнь моя будет связана с творчеством. В детстве училась в музыкальной хоровой школе, где любовь к творчеству мне очень сильно привилась – во многом благодаря моему любимому учителю музыки. Музыкально-педагогическое училище мне немного дало – большую часть времени я протусовалась на Арбате с неформалами. Окончив училище, пошла в институт, но, проучившись пару месяцев, поняла, что это лишь повторение того, что я уже проходила в музыкальной школе. Одновременно пришло понимание, что музыкой я не смогу зарабатывать себе на жизнь. А мне хотелось жить творчеством.

Ну и пока я так думала, оказалась на 6 лет в официантках – в «Кофемании», стала зарабатывать хорошие деньги. Но в конце концов, накипело, все бросила и на заработанные деньги пошла учиться в мастерскую интуитивной живописи. У меня появился учитель – в живописи, как когда-то в музыке, он вдохнул в меня уверенность, что у меня все получится. Это было 8 лет назад.

И как только я стала учиться живописи, начались толчки к деятельности. В виде нехороших событий. В личной жизни, например. Не получались у нас с мужем дети. Когда я была в очередной раз в больнице, я захотела рисовать – попросила принести акварель. У меня тогда родилась картина «Неродившийся ребенок». Там разные ангелочки и тексты колыбельных, которые я бы ему спела… Я как бы выплеснула, вырисовала свою боль – и меня отпустило, стало легче… Потом была целая серия детских акварельных иллюстраций. Они все нарисованы в бездетный период. Там есть сюжеты, которые мне понятны. К примеру, лиса идет на охоту. А потом, к слову, у меня эту картину с лисой купила девушка, у которой дети тоже не получались… И эта моя лиса в итоге – копия ее вскоре родившейся дочки Алисы.

Картину про неродившегося ребенка Вы, как я понимаю, не выставляете, но приносите на экскурсии, которые сами и ведете на своих выставках. Кажется, у зрителя есть максимум информации: наушники, тексты о картинах, Ваши экскурсии… Остается ли еще что-то, о чем спрашивают?

– Иногда бывают такие зрители, которые сами изучают техники художников и сравнивают, и говорят: вот здесь у вас Шагал, а здесь Ван Гог. Я совсем не против, пусть они видят того, кто им нравится, или прочитывают другие смыслы – на то она и абстрактная живопись… У меня есть свои ориентиры. Я очень люблю Кандинского, Поллока* – танец вокруг холста. Мне нравится, как Поллок говорил про картины: «Почему вы не можете просто расслабиться и воспринимать картины как цветы в поле? Почему должен быть какой-то смысл, если это просто красиво»?

И это, в сущности, очень близко к восприятию музыки… И опять же говорит о влиянии музыки на живопись.

– Очень люблю Queen. Они важны мне, на их музыку у меня аж три картины. Если говорить о классике, – то Рахманинов и, конечно, Чайковский – мы с ним родились в один день, и я даже нахожу какие-то с ним жизненные параллели. У меня, например, была давняя мечта – сольно выступить в консерватории. Но я не совсем точно, видимо, загадала желание – в итоге я работала официанткой в «Кофемании» – как раз возле консерватории. С «Кофеманией» я дружу, там очень любят мои работы. На летнем меню напитков была моя картина. И что мне особенно льстило – одновременно на меню с едой была размещена картина Поллока.

Живопись по-серьезному началась 8 лет назад в Вашей жизни. И она изменила Вашу жизнь.

– Конечно. Такой смелый шаг совершила. И я очень рада, что сделала это. Наверное, живописи я благодарна и за своих матрешек. Дочкам одной четыре, другой шесть. Недавно старшую я отдала в ту музыкальную хоровую школу, где сама училась. Там любовь царит. Атмосфера любви к музыке и вообще к искусству.

- Екатерина, мы желаем Вам дальнейших успехов во всех сферах – и в творческом плане, и в личном. Остается только точно формулировать желания…

- По жизни я человек не системный, мышление мое довольно абстрактно, как и мои картины)). Поэтому живу в «сейчас» - от состояния к состоянию, от желания к желанию. Главное ведь не цель, а путь к ней.

* Пол Джексон Поллок – американский художник, идеолог абстрактного экспрессионизма (1912–1956). Сальвадор Дали так охарактеризовал его в своем «Дневнике гения»: «Поллок Марсельеза абстрактного».